top of page
  • Фото автораНСП

Светлана Камерон



Светлана Камерон (1978 - ) – британский художник-портретист российского происхождения, посвятившая свое творчество изучению и возрождению методов Старых Мастеров. Международное признание Светлане принесли работы пастелью, выполненные в авторской технике, а также парадные портреты, в которых художница использует редкий на сегодняшний день Фламандский многослойный метод живописи маслом.

Работы Светланы Камерон находятся в государственном собрании живописи Великобритании, в собрании Королевского артиллерийского полка, в коллекциях католической и англиканской церквей, и в многочисленных частных собраниях. Неоднократная победительница и финалистка международных художественных конкурсов, признана одним из лучших рисовальщиков Великобритании и избрана членом национального Общества Художников-Графиков.

В 2016 году международный Центр Возрождения Искусств в США присвоил Светлане Камерон звание «Живой классик» (Living Master) и включил ее работы в крупнейший онлайн музей реалистичного искусства ARC Museum.

Известное французское издательство “Pratique des Arts” включило Светлану Камерон в рейтинг лучших международных художников, работающих в технике пастели, и посвятило ее творчеству отдельную главу в книге «40 maîtres du PASTEL» (40 Мастеров пастели).

Интервью с художником


Расскажите, как появилась мысль стать профессиональным художником?

Я всегда была творческим человеком, с детства любила рисовать, но стать художником не мечтала. Получив высшее лингвистическое образование, я работала переводчиком в Москве. По-настоящему серьезный интерес появился на курсах истории искусств при Ассоциации гидов-переводчиков, куда я пришла учиться уже после университета, чтобы стать квалифицированным гидом для англоговорящих гостей столицы. По окончании курсов я получила право работать на самых значимых культурных объектах Москвы, таких как Кремль, Оружейная палата, Третьяковская галерея, Пушкинский музей, Коломенское и Новодевичий монастырь. Практически все свое время я проводила в музеях, слушая, читая, и рассказывая другим о предметах искусства. Именно тогда я заинтересовалась техниками Старых Мастеров, начала рисовать и делать первые шаги в живописи. Уже в тот период я стала выделять для себя портрет, как жанр, привлекающий мое внимание.

В 2003 году мы с мужем переехали на Мальту. В новой стране нужно было чем-то заняться, и я полностью посвятила себя рисунку и живописи. Мне посчастливилось познакомиться с художником Джейсоном Лу, владельцем частной школы рисования. Окончив в свое время Академию Изящных Искусств во Флоренции, где обучали классическому рисунку и живописи по методике 19 века, он передавал свои знания и опыт, занимаясь с учениками по программе Флорентийской академии. Я была учеником в этой студии два года. Мы копировали работы старых мастеров, работали с античными гипсовыми слепками, очень много рисовали и писали с натуры. Потом, по совету моего педагога я поехала на стажировку в Италию, в ту самую академию, где он учился. Все лето я писала портреты в Флорентийской школе и посещала лекции по истории искусств в галерее Уффици. Это стало поворотным моментом в моей жизни: вернувшись из Флоренции, я четко осознала, что теперь я – художник, и решила попробовать себя в новой профессии.

К тому времени мы уже переехали в Лондон. Я продолжала оттачивать свое мастерство, ходила на выставки, знакомилась с владельцами галерей, общалась с другими художниками. Очень скоро мне предложили принять участие в выставке, и я представила публике несколько работ. Классика в духе ренессанса в современной Англии оказалась редкостью, мои портреты привлекли внимание, и я сразу же получила несколько заказов. Так и началась моя карьера портретиста. В то время я работала в цвете только маслом, а все мои графические работы были монохромными - графит, уголь, сепия, и были скорее эскизами, чем полноценными произведениями.





Как изменилась Ваша творческая жизнь после рождения ребенка?

Именно благодаря появлению детей я начала работать пастелью. Совмещать сеансы масляной живописи с заботой о малышах было сложно, а в период беременности вообще казалось опасным. Поэтому достаточно долго я занималась только графикой. Желание работать в цвете подтолкнуло меня пробовать пастельные мелки и карандаши. Кто-то посоветовал мне фирму Conte, я их приобрела и начала экспериментировать. Примерно в то же время мне довелось побывать на выставке рисунков периода ренессанса, где я впервые увидела работы итальянских художников, выполненные в трёхцветной технике. Используя уголь в сочетании с белым и красным мелом на тонированной бумаге, художники создавали необычайно реалистичные оттенки кожи. Это было гениально, именно то, что мне в тот момент было нужно! Я стала искать информацию, по крупицам собирать сведения в интернете и книгах. Оказалось, что этот метод не имеет широкой известности, так как он использовался не часто, да и то только для создания эскизов. Я решила поработать в этой технике и попробовать вывести ее на самостоятельный уровень. Я использовала три цвета – черный, белый и красный - для создания оттенков кожи, и стала добавлять пастель в цветные участки композиций, такие как одежда и аксессуары. Это побудило меня начать изучать свойства пастели и интересоваться творчеством пастелистов. Наибольшее влияние на меня имели работы знаменитого швейцарского художника Жана Этьена Лиотара. Мои работы пастелью понравились публике, начали занимать призовые места на конкурсах, я стала получать заказы на портреты именно в этой технике. Сейчас масло и пастель являются равноправными направлениями в моем творчестве.


Сколько лет Вы занимаетесь творчеством?

В этом году я отмечаю 15-летие творческой деятельности. За это время было много событий: коллективных выставок, конкурсов, презентаций портретов.. Но больших персональных выставок было всего три: работая в жанре портрета на заказ чрезвычайно трудно собрать большое количество работ в одном месте. Сейчас я готовлюсь к четвертой персональной выставке, которая состоится в Лондоне.


Были ли какие-то заказы, когда Вы не брались за работу?

Конечно! Отказываю, если срок заказа для меня неприемлем. Стараюсь не работать с очень маленькими детьми, советую родителям немного подождать. Также, я не соглашаюсь на предложения написать картину по фото заказчика. Для меня важно познакомиться с моделью, пообщаться, понаблюдать за жестами и мимикой лица, почувствовать характер. Это самый важный этап: именно во время личного общения у меня рождается образ, который потом я воплощаю в портрете. Просто скопировать чужое фото, не соприкоснувшись с человеком и не вникая в его суть, мне не интересно.


Сколько часов в день и когда Вы пишите маслом и пастелью?

Маслом пишу только при дневном свете, пастелью могу работать в любое время суток, но четкого распределения по времени нет. Все зависит от того, что стоит на моем мольберте в данный момент.


Как проходит общение с заказчиком?

Сначала обсуждаем все на словах, обмениваемся информацией. Я стараюсь максимально узнать о вкусах и пожеланиях заказчика, а также собрать как можно больше сведений о характере, роде деятельности и образе жизни человека, чей портрет мне предстоит создать. По возможности стараюсь увидеть интерьер, в котором будет висеть портрет. Если подготовительный этап прошел успешно, переходим непосредственно к портретному сеансу: выбираем одежду и аксессуары, пробуем разные ракурсы, экспериментируем с освещением. Все это я фиксирую на фото, и по возможности делаю эскизы, которые потом использую при работе в студии.


Кто фотографирует заказчиков Вы или фотограф?

Я фотографирую сама, так как только я знаю, как должна выглядеть задуманная мной картина, и какие именно моменты нужно запечатлеть на фото.


На какой бумаге работаете, наносите ли грунт?

Бумагу не грунтую, выбираю тонированную бумагу для пастели Canson Mi-Teintes. Самый любимый цвет – moonstone, но иногда отдаю предпочтение бумаге других цветов, если чувствую, что этого требует цветовая гамма будущего портрета. Работаю всегда на гладкой стороне. Цвет бумаги, как правило, становится фоном картины и базовым цветом кожи, просвечивая через пастель. Это придает работам гармонию и сдержанный колорит.


Есть ли заказчики из других стран?

В этом году я работаю с заказчиками из Великобритании, России, Швейцарии, Украины. Есть заказ из Италии на следующий год.


Знакомы ли Вы с творческим кризисом и как с ним боролись?

Да, такое со мной случается периодически, как правило, когда я переутомляюсь и «выгораю». Приходится брать паузу, пересматривать график. Поэтому я не соглашаюсь на заказы с коротким сроком.


Как Вы восстанавливаете силы?

Стараюсь не работать по ночам и хорошо высыпаться, провожу время с семьей, хожу на выставки, путешествую. Смена деятельности всегда помогает.


Принимаете ли участие в выставках?

Да, каждый год принимаю участие в нескольких коллективных выставках, в основном в Англии. В этом году мои работы будут представлены в трех выставках в Лондоне и Бирмингеме.



Есть ли желание переключиться на что-то еще, кроме портретов?

Очень люблю натюрморты. Есть много творческих идей, и если я перестану писать людей, то скорее всего займусь сооружением композиций из фруктов, цветов, посуды, драпировок, и прочих предметов. Но сейчас я полностью занята портретами, и мой интерес к этому жанру не иссякает, а наоборот только растет.


Участвуете ли Вы в конкурсах, есть ли у Вас публикации?

Да, я стараюсь регулярно участвовать в международных профессиональных конкурсах. После побед часто поступают предложения о публикациях. Например, в США мои работы уже несколько раз были включены в престижную серию книг Strokes of Genius – The Best of Drawing (Штрихи гения – лучшая современная графика). О моих картинах и методах работы есть статьи в журналах Pastel Journal и International Artist, которые также выходят в США. А в книге 40 Maitres du Pastel (40 Мастеров пастели), изданной во Франции в 2016 году, моему творчеству посвящена отдельная глава.


Как Вы оцениваете свои работы?

Масло и пастель – разные ценовые категории: масло всегда стоит дороже (при прочих равных условиях). Далее цена зависит от формата портретов: погрудный, поясной, 3⁄4 или вся фигура целиком. Чем больше изображено на портрете, тем стоит дороже.


Нравится ли Вам изображать кошек, собак на портретах?

Если заказчик просит включить в портрет своего домашнего любимца, я, как правило, соглашаюсь. Животные помогают создать более интересную композицию и позволяют лучше раскрыть характер модели.


Рисовали ли Вы своих детей?

Есть несколько работ, которые я создала, когда они были маленькими. В последнее время не удавалось найти возможность, но в этом году я планирую создать портреты обоих сыновей. Надеюсь представить их на моей персональной выставке.



1 110 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page