• НСП

Елена Лобовикова: Пошаговое описание работы / Elena Lobovikova. Step-by-step work

Друзья, всегда бывает интересно заглянуть на творческую кухню художника. Сегодня мы в гостях у Елены Лобовиковой. Елена рассказала о выборе материалов и показала этапы ведения работы над пастельным рисунком.


It is always exciting to look into artist’s creative process. Today we are talking to Elena Lobovikova, who is sharing her experience in choice of materials and showing us how to make a pastel drawing step-by-step.




Выбор бумаги / The Choice of Paper


Очень важно найти подходящую именно вам бумагу. В моей практике я использовала тонированную бумагу с фактурной поверхностью (Uart 400, Canson, Sennelier), велюровую (Pastelmat, Hahnemuhle), обычный картон.

Для меня идеальной бумагой оказался Pastelmat. Плотные (360 гр/кв.м) листы с бархатным покрытием (50х70 см), 14 вариантов цветовой гаммы (от белого до антрацита). Я предпочитаю белый цвет листа. На Pastelmat пастель в первых слоях плохо растушевывается, но при нанесении нескольких слоев уже можно их смешивать, создавать фон, объем предметов, мягкие переходы светотени. Поверхность бумаги нежная и не травмирует пальцы. Обычно я накладываю не более 4-5 слоев. На бумаге Pastelmat пастель довольно хорошо держится, не осыпается, поэтому я не пользуюсь аэрозолями для фиксации.


It is vital to find the right paper for you. In my work I’ve used tinted paper with textured surface (Uart 400, Canson, Sennelier), velour (Pastelmat, Hahnemuhle), ordinary cardboard.

For me, the ideal paper is Pastelmat. Dense (360 g/sq.m.) sheets with a velvet coating (50x70 cm), 14 color options (from white to anthracite). I prefer the white color of the sheet. On Pastelmat it is hard to blend pastels in the first layers, but after applying several layers, you can mix them and create the volume of objects, background, and seamless light-and-shade continuum. The surface of the paper is soft and does not injure your fingers. I usually apply no more than 4-5 layers. On Pastelmat pastels hold pretty well and don’t go off, so I don’t use aerosols to fix my paintings.

Выбор пастели / The Choice of Pastels


Первая пастель, которую я приобрела в начале 2000-х годов - это Подольская (до сих пор пользуюсь этими мелками), потом появился набор чешского производителя Kooh-i-Noor. За несколько последних лет количество коробок с пастелью на моем рабочем стеллаже значительно выросло. И сейчас уже коллекция (иначе не могу назвать!) насчитывает сотни мелков: Sennelier, Schmincke, Winsor & Newton, Unison, Rembrandt, Gallery, Kooh-i-Noor, Гамма, Черная речка.

Пастель различается по мягкости структуры мелка. Для создания фона, предметов натюрморта, форм пейзажей использую мягкие и средние сорта. Они легко растушевываются и смешиваются. Пастель средней мягкости и твердую использую для завершающей стадии работы, в том числе для детализации, штриховки, линий.

Для создания темных акцентов и линий использую палочки древесного угля. Для изображения мелких деталей - пастельные карандаши (Kooh-i-noor, Caran d'Ache, Derwent, Bruynzeel, Lyra).


The first pastel that I bought in the early 2000s was Podolskaya (I still use those crayons). After that appeared a set of the Czech manufacturer Kooh-i-Noor. Over the past few years, the number of boxes of pastels on my working rack has grown significantly. And now my collection (I can't call it anything else!) includes hundreds of crayons: Sennelier, Schmincke, Winsor & Newton, Unison, Rembrandt, Gallery, Kooh-i-Noor, Gamma, Black River.

Pastels differ in the softness of the chalk structure. I use soft and medium pastels to create background, still-life objects, and landscape shapes. They are easily blended. I use medium soft and hard pastels for the final stage of my work, for details, hatches, and lines.

I use charcoal sticks for dark accents and lines, and pastel pencils (Kooh-i-noor, Caran d'Ache, Derwent, Bruynzeel, Lyra) for small details.

Как правило, после выполнения карандашного рисунка делаю подмалевок акварельными красками (для бумаги Pastelmat). Он задает общее тональное и цветовое решение. Акварельный подмалевок выполняю либо в цветовой гамме, схожей с натурой, либо основу покрываю противоположными цветами, например, под зелень листвы наношу красный цвет или под залитую солнцем осеннюю траву - фиолетовый или синий цвет. Мне очень нравится, когда в завершающей стадии акварель просвечивает сквозь полупрозрачный пастельный слой. Это добавляет некое свечение изнутри и динамику в сочетании красок… Поверх акварельного слоя наношу пастельные слои, контролируя общее тональное решение. После нанесения 2-3 слоев их можно растушевывать, смешивая цвета между собой, добиваясь мягкости переходов.


As a rule, after making a pencil sketch, I go on to apply a watercolor undercoat (for Pastelmat paper). It sets the overall tonal solution and color scheme. My watercolor underpainting is either in the palette of the model, or, quite the opposite, in complementary colors, for example, I apply red under the green foliage or purple (or blue) under the sun-lit autumn grass. I really like it when in the end the watercolor undercoat shines through a translucent pastel layer. This effect not only reveals certain glow from the inside, but also pinpoints interesting dynamics in the combination of color. On top of the watercolor underpainting I apply pastel layers, controlling the overall tone. After applying 2 or 3 layers, I can shade them, blending the colors to achieve soft transitions.

В зависимости от желаемого эффекта можно использовать полупрозрачные слои пастели, оставляя просвечиваться белую бумагу или акварельный подмалевок, или наносить пастель пастозно, имитируя объемные мазки масляной живописи.

Некоторые сюжеты лучше получаются на чисто белой бумаге (без подмалевка), зависит от первоначальной задумки.


Depending on the desired effect, you can use semi-transparent layers of pastels, leaving white paper or watercolor underpainting to shine through, or you can apply pastels in a pastose manner, imitating three-dimensional strokes of oil painting.

Some of the stories are better depicted on pure white paper (without underpainting) – a lot depends on the initial idea.


Процесс создания работы / The Process of Creating Artwork


"Взрослый разговор…". Жанровая сценка, запечатленная в кафе… Девочка с мамой и встретившаяся с ними знакомая. Женщины увлеченно ведут разговор о чем-то своем. Девочка не участвует, но старается вникнуть, с интересом за ними наблюдает. Для меня главное в этом сюжете - эмоции ребенка: любопытство, удивление, ожидание. Присутствие персонажей, ведущих разговор, обозначаю весьма схематично.


"Adult Conversation...". A genre scene captured in a café - a girl with her mother and a friend who they met. The women are fully engaged in their adult conversation. The girl does not participate, but tries to understand what they are talking about, watching them with acute interest. For me, the main thing in this story is the child's emotions: curiosity, surprise, expectation, that’s why I just outlined the women lost in conversation and drew them without much detail.


Этапы работы / Step-by-step work:



1. Подготовительный карандашный рисунок.


I make a preliminary pencil sketch.


этап 1 / stage 1

2. Выполняю акварельный подмалевок. Необязательно покрывать краской весь лист. Только те области, которые тонально считаются главными, от которых будем отталкиваться, набирая тон.

Акварель может сильно растечься, поэтому надо контролировать количество воды с краской на кисти и для скорости подсушить акварельный слой феном.


I go on to make a watercolor underpainting. It is not necessary to cover the entire sheet with paint - only those areas, which match the main ones in terms of tone. I start from them, gaining tone.

Watercolor can spread dramatically, so we need to control the amount of water and paint on the brush and dry the watercolor layer with a hair-dryer for speed.


этап 2 / stage 2

3. Начинаю работать на горизонтальной поверхности стола, так как не хочу допустить попадание темных частиц фона на лицо девочки. Формирую дальний план (сочетание темных холодных и теплых оттенков), обозначаю одежду ребенка, использую теплые цвета розового и серого.


I start working on the horizontal surface of the table, because I don’t want dark background bits to get on the girl's face. I put together a distant view with the combination of dark cold and warm shades, then chalk out the child's clothes with warm colors of pink and gray.


этап 3 / stage 3

4. Работу перемещаю и закрепляю на вертикальной поверхности стены. Так, отойдя на расстояние, легче оценивать ведение работы в тональном плане.

Рисую лицо ребенка, учитывая освещенность. Почти довожу до стадии завершенности.

Насыщаю тоном дальний план (темная вечерняя витрина кафе с отражающимися теплыми деталями интерьера).

Контраст дальнего плана с лицом девочки позволяет сконцентрировать внимание зрителя на главной героине.


I move the work and fix it on the vertical surface of the wall. This way it is easier to evaluate the tone of my artwork when I stand back.

I draw the child's face, keeping in mind the lighting of the scene. I almost bring it to the stage of completion.

After that I saturate the background with tone - a dark evening cafe window and reflecting warm interior details.

The contrast between the background and the girl's face focuses the viewer's attention on the main character.


этап 4 / stage 4

5, 6. Весьма условно рисую фигуры женщин на переднем плане.


I draw the figures of women in the foreground without much detail.


этап 5 / stage 5
этап 6 / stage 6


7. В финальной стадии добавляю некоторые акценты.


In the final stage I add some accents.



этап 7 / stage 7


Процесс создания работы очень интуитивный и четкого плана действий придерживаться сложно. Все перечисленные пункты довольно условны.

Для меня очень важна эмоциональная составляющая сюжета. Все остальное - в логическом подчинении. Работу считаю удачной, если у зрителей она вызывает добрые чувства и личные воспоминания.


The process of creating an artwork is very intuitive and it is difficult to follow a clear plan of action. All of these points are quite relative. For me, the emotional component of the plot is crucial. Everything else is in logical subordination. I consider my work to be successful if it evokes good feeling and personal memories in those who see it.


Просмотров: 149Комментариев: 2

Недавние посты

Смотреть все
  • Простая иконка Facebook
  • Простая иконка Instagram

НКО Национальный союз пастелистов

ОГРН 1187700020298 ИНН 7728453231

info@pastelsociety.ru

Подпишитесь на новости

Мы всегда рады вашему участию в наших проектах!

Юридическая и бухгалтерская поддержка НСП осуществляется фирмой Премьер-Партнер

С оформление картин к выставке нам помогает багетная мастерская Идиллиум

© by National Pastel Society of Russia, 2020

Все картины и изображения, представленные на этом сайте, являются собственностью каждого художника и не могут быть использованы, изменены или воспроизведены каким-либо образом без разрешения художника.

Отказ от ответственности