top of page

Бой за цвет

На недавно прошедшей конвенции IAPS в США был представлен доклад Американского сообщества по тестированию и испытаниям (ASTM), содержащий данные об исследовании светостойкости пастели и разработке стандарта пастели ASTM D8330. Это комплексный стандарт, который включает в себя стандарт безопасности и стандарт светостойкости.



В последние годы был проведен цикл тестов для определения надежности пастели как материала и вероятности сохранности цвета готовых произведений искусства. От 9 компаний-производителей был предоставлен 231 образец пастели, и был установлен метод испытаний. За основу испытаний был взят тест, проводимый для акварели, масляных красок и акрила. Его суть заключалась в том, чтобы оставить образец на открытом воздухе, так как естественный солнечный свет является золотым стандартом проверки долговечности материала.


Перед началом испытания были сделаны специальные измерения цвета материала при помощи спектрографа: насколько он желтый или синий, красный или зеленый. Затем был проведен цикл тестов на воздухе и в помещении. В результате оказалось, что на некоторых образцах появились белые пятна, хотя пастель тестировалась внутри коробки со стеклом. После проведения дополнительных тестов были сделаны предположения, что пятна являются результатом выцветания пастели либо неоднородности пастельной смеси.


На основании тестов был сформулирован новый стандарт D8330, который включает комплекс требований:

- единый способ тестирования и сравнения продуктов;

- тестирование на основе проверенной методологии;

- маркировка с указанием названия пигмента и опасности на основе стандарта безопасности Федеральной маркировки по охране труда и техники безопасности;

- стандарт устанавливает равные условия для качественного производства;

- стандарт обеспечивает возможность для художников выбирать на рынке лучшие продукты.


Однако, производители заявили, что наличие пастельного стандарта будет чрезмерным финансовым бременем. Само тестирование является дорогостоящей процедурой, так как необходимо исследовать каждый из цветов. Кроме того, переоборудование производства в случае выявления некачественного материала под силу не каждой компании-производителю. Также есть опасения, что сложный тест устранит любимые цвета художников, которые окажутся несветостойкими.


Ниже на иллюстрациях вы можете ознакомиться с результатами тестов. Поскольку испытания проводились на условиях анонимности, возможно оценить лишь реакцию пигмента, без указания производителя пастели.


В первой колонке слева расположен исходный образец, который никогда не подвергался воздействию света. Следующий образец – это открытый образец в помещении. Третий образец находился на открытом воздухе. Надписи внизу каждого из них, также по бокам – это название цвета, затем степень светостойкости и результат тестирования.


Результаты тестирования светом:

LF I Отлично; LF II Очень хорошо; LF III Довольно плохо; LF IV Очень плохо; LF V Нестойкий; LF VI Абсолютно нестойкий.


По результатам тестов неспособность достичь рейтинга LF I или LF II (то есть отлично и очень хорошо) показали 52% от всех образцов тестируемой пастели. Пастель, требующая тройного теста для определения LF рейтинга, составила 38%.


Земляные пигменты показали очень хорошие результаты. Что касается других пигментов, то есть мнение, что на их светостойкость отрицательно влияют красители, которые добавляются в пастельные смеси для получения насыщенных цветов и для расширения палитры.


На сегодняшний день ни потребители, ни производители не проявили интереса к стандарту пастели. Для того, чтобы достичь стойкости 95-100% цветов в индустрии пастели, художники должны письменно обращаться к производителям и высказывать свои пожелания к качеству пастели. Поток подобных обращений может помочь внедрить стандарт и обеспечить художников материалами, которые являются светостойкими и максимально долговечными.


По всем вопросам вы можете связаться с руководителем комитета по разработке стандарта пастели Michael Skalka.

Полная версия доклада (на английском языке) доступна по ссылке.





490 просмотров0 комментариев
bottom of page